александр савон

Как SMART-цели помогают решать задачи в повседневных делах и бизнесе

Принципы методики SMART и ее эффективность
Это изображение в качестве обложки для статьи сгенерировала нейросеть Kandinsky 3.0 от сбера
Без цели ничего не достичь — об этом говорится в любом мотивационном ролике про успех. Но порой бизнес-тренеры умалчивают, что неправильно расставленные ориентиры становятся серьезным препятствием. «Повысить продажи» и «заключить 5 новых контрактов до конца месяца» — это две цели об одном и том же, но как по-разному они звучат и воспринимаются. Именно про это говорит SMART — методика учит формулировать направление так, чтобы оно было понятным, измеримым и ограниченным во времени.

Разбираем SMART на части

За каждой буквой аббревиатуры скрывается характеризующее модель понятие:

  • S — specific, конкретика — формулировка цели не должна вызывать дополнительных вопросов и заставлять углубляться в тему. Например:

  • M — measurable, измеримость — цифровой показатель, который поможет оценить итоги. Например:

  • A — achievable, достижимость — соответствие теоретических результатов реальному положению дел. Например:

  • R — relevant, релевантность — соответствие курсу компании или глобальной цели. Например:

  • T — time bound, временные рамки — ограничение сроков выполнения (оптимально — один, три, шесть, 12 месяцев). Например:
Вот так, прогоняя начальную цель по всем «буквам», можно повысить ее эффективность. Часто методика SMART соседствует с GROW — Goal (Цель), Reality (Реальность), Options (Варианты), Will (Намерение). GROW помогает поэтапно ответить на вопросы:

  • Чего ты хочешь достичь?
  • Где ты находишься в данный момент?
  • Какие способы решения проблемы существуют?
  • Какой из способов подходит тебе?

Если GROW — это больше про индивидуальность, то SMART-модель больше ориентирована на всю команду. Но, как в случае с примером про похудение, встречаются исключения.

Применяем SMART на практике

Схема работы простая, но очень эффективная. Как воспользоваться преимуществами SMART-целей:
1
Проведите анализ
Изучите свою компанию и конкурентов, найдите слабые места, которые мешают двигаться вперед. К примеру, несоответствие продаж ожиданиям или низкая мотивация персонала.
2
Зафиксируйте цель
Важно работать над каждой смарт-целью по отдельности. Возвращаясь к примеру с контекстной рекламой: «пройти обучение» и «разместить объявления» — это две разные цели, с которыми нужно работать поэтапно.
3
Проверьте формулировку по «буквам» SMART
То есть, посмотреть, насколько зафиксированная цель конкретна, измерима, достижима, релевантна и ограничена по времени.
4
Назначьте ответственных
Чтобы в команде не проявлялось «перекладывание ответственности».
5
Заключите договор
Имеется в виду публикация цели в любом органайзере — от обыкновенной доски со стикерами до CRM или таск-менеджера. В зависимости от принятых в коллективе плавил.
Если сроки реализации растянуты на месяцы, понадобятся контрольные точки. Даже когда вы просто худеете, еженедельные взвешивания помогают с мотивацией и пересмотром стратегии в случае неудачи. В бизнесе принцип схожий.

Часто встречающиеся ошибки

Бывает так, что цель сформирована по всем правилам SMART, но ничего не работает: показатели продолжают падать, сотрудники срывают сроки, бюджет необоснованно раздувается. Тогда проверьте, не допущены ли типичные ошибки:
  • Руководитель завышает ожидания
    Даже четкая цель может трактоваться руководством и персоналом по-разному. Начальству стоит обговорить не только результат, но и свое видение работы, применяемые инструменты, методы, установить контрольные точки проверок. Разговор должен вестись на одном языке.
  • Цели не меняются в новых условиях
    Например, компания меняет курс с внутреннего рынка на международный, но все поставленные ранее цели остаются прежними. Результат — путаница. SMART-модель поддерживает гибкость, и нужно этим пользоваться.
  • Нет мотивации
    Зачем сотрудникам искать новых клиентов, если это никак не сказывается на их личных целях? Каждый руководитель настраивает мотивацию по-разному, но совсем без нее не получится. Даже обыкновенные премии по результатам месяца оказывают колоссальное влияние на трудоспособность персонала.
  • Цель слишком массивная
    Возвращаемся к озвученному в прошлой главе правилу: делите задачу на подзадачи.
Еще одна частая проблема — нереалистичные сроки. В попытке поставить цель как можно скорее руководитель рискует упустить детали. В итоге, задача не выполняется вовремя, что вызывает стресс у сотрудников и недовольство начальства. Рекомендуется уделить время анализу ситуации, арсенала доступных инструментов, укомплектованности и профессионализма персонала.

Выводы

Подведем итоги:

  1. SMART-модель — это методика постановки конкретных (S — specific), измеримых (M — measurable), достижимых (A — achievable), релевантных (R — relevant) и ограниченных по времени (T — time bound) целей.
  2. SMART-цели чаще фиксируются для команд, но модель универсальна. Она применима и в быту, и в бизнесе.
  3. Перед постановкой SMART-цели необходимо проанализировать текущую ситуацию, а после — проверить ее соответствие нормам модели, назначить ответственных и контрольные точки, а также зафиксировать в любом рабочем органайзере.
  4. Избегайте завышенных ожиданий и нереалистичных сроков, мотивируйте сотрудников к решению задачи и будьте гибкими. Иначе принцип SMART ничем не поможет.

Важно понимать, что SMART — далеко не единственная модель постановки задач. Помимо упомянутой выше GROW есть еще CLEAR, FAST, PACT, DUMB, HARD, WISE и другие. Ваша цель — изучить как можно больше вариантов и найти максимально подходящий. Но главное преимущество именно SMART в том, что модель подходит подавляющему большинству команд благодаря универсализму.